Пирамида роберта дилтса

Пирамида логических уровней: как с ней работать

Всего в пирамиде есть шесть уровней:

Окружение

Начальный уровень, на котором ты можешь понять:

  • где сейчас находишься;
  • кто и что тебя окружает (друзья, семья, работа, бизнес, отношения);
  • чем ты владеешь: материальные блага, отношения с окружающими и т.д.

Это основание пирамиды, а значит: самый большой, устойчивый, “ресурсный” уровень, который отвечает на вопрос: “Что у меня есть?”.

Действие

Это ответ на вопрос: “Что я предпринимаю, чтобы иметь то, что имею или сверх этого?”

Например, если ты недоволен доходом, но при этом не поднимаешь свою задницу с дивана, странно ожидать роста благосостояния на первом уровне: второй-то хромает. “Что я делаю, чтобы достичь успеха?” — развиваюсь, читаю полезную литературу и воплощаю идеи в жизнь, постоянно прокачиваю свои навыки, учусь новому в профессии и т.д.

Здесь, на втором уровне, ты также должен понять, используешь ли ты существующие условия для роста в полной мере.

Компетенции

Эта ступень пирамиды означает твои навыки, которые помогают достичь цели. Способности, компетенции, стратегии, которые ты применяешь в повседневной деятельности — все это инструменты для решения проблем. Они же помогут докопаться до источника неудач. 

На этом уровне ты отвечаешь на вопрос “Как я делаю?” и анализируешь все свои навыки: от умения координировать работу группы людей до кулинарных талантов.

Ценности

Это ответ на вопрос “Во что я верю?”. Если ты веришь, что достичь успеха могут только те, кто родился в богатой семье, это становится твоим ограничением. Что бы ты ни делал, какие бы компетенции не развивал, шаблонное мышление и стереотипы не дают возможности продвинуться. Если ты веришь, что достичь успеха может каждый, кто работает над собой, ты сможешь увидеть пути роста.

Идентичность

Ступень “Кто я?”, позволяет проанализировать уникальности личности. Кем ты себя видишь в мире, в компании, в обществе женщин? Если ты идентифицируешь себя как лузера, значит твое поведение будет соответствующим. Если ты уверен в своей гениальности, то будешь искать пути, как проявить свой талант.

Миссия

Вершина пирамиды отвечает на вопрос “В чем смысл жизни?”. Или более приземленно: “Какую пользу я могу принести людям?”, “Что ценное я создаю?”.

Ведь твоя жизнь вряд ли задумана Вселенной “для галочки”. Как говорил классик: “Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно”. Верхний уровень пирамиды дает понимание миссии человека и одновременно является источником самосовершенствования. Дойдя до шестой ступени, ты уже настолько подробно проанализируешь все сферы своей жизни, что сразу можешь определить, чего именно тебе не хватает для роста.

Пирамида логических уровней Дилтса показывает, что решение проблемы всегда находится на несколько уровней выше, чем сам вопрос. Ее ценность — в наглядном описании причинно-следственной связи. Все сферы твоей жизни плотно взаимосвязаны: если меняется одна ступень пирамиды, меняются и все остальные.

Чтобы работа с пирамидой была эффективна, следуй этому алгоритму действий:

  1. Запиши проблему, желательно в одном предложении — это поможет сформулировать ее четко и понять все нюансы.
  2. Разберись, к какому уровню она относится.
  3. Поднимайся по ступеням пирамиды, отвечая на соответствующие вопросы (см. картинку с вопросами или перечитай описание каждого уровня).
  4. Будь максимально честным, ответы лучше записывать, чтобы иметь возможность проанализировать их через время.
  5. Проведи работу с пирамидой в обратном направлении — сверху вниз. Поскольку ты уже разобрался, что мешает тебе достичь цели, на обратном пути ты можешь обозначить шаги по ее достижению. В результате получишь детальный план действий на каждом уровне.
  6. Проводи все действия на бумаге — так ты не только визуализируешь цель и проблемы, но и сможешь с легкостью корректировать список действий.

Принятие решений

Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.

Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.

Что изучить о принятии решений:

Книги

  • Чип Хиз и Дэн Хиз «Ловушка мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете» и книга «Переключайтесь»
  • Адам Фернер «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»
  • Тал-Бен Шахар «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»

Курсы

  • 4brain курс «Принятие решений»
  • «Постнаука» курс «Теория принятия решений»
  • Лекториум курс «Принятие решений для родителей»
  • Coursera «Эффективное принятие решений и решения проблем»

1 уровень – окружение

Самый первый уровень – это то, с чего нужно начинать анализ ситуации и изменения. Во-первых, это ты сама, твоя внешность, одежда, личностные качества и характерные черты. Это всё то, чем ты наполнена, из чего состоишь внешне и внутренне. Во-вторых, это твоё окружение, начиная с материальных вещей и предметов, заканчивая людьми. Это и близкие  люди, родные, и друзья, знакомые, коллеги. Это люди, с которыми ты взаимодействуешь.

Чтобы начать разбирать этот уровень, тебе нудно ответить на вопрос: «Что у меня есть на данный момент?». Лучше всё прописывать. Чтобы подробнее проанализировать этот уровень, отвечай на следующие наводящие вопросы:

  • Комфортно ли мне?
  • Что происходит в окружении?
  • Где я нахожусь и где хочу быть?
  • Какое место я занимаю в своём окружении и нравится ли мне это? Соответствует ли это тому, что мне хочется?
  • Кто находится рядом со мной и кого я хотела бы видеть? Кого лучше отсеять из моего окружения?
  • Кто-то из окружающих меня людей помогает достигать мне мои цели?

С помощью этих вопросов и подробного анализа ты сможешь найти проблемные зоны в своём окружении, быту и повседневности. Если окажется, что всё идёт так, как ты хочешь, поздравляем! И переходим на следующий уровень.


Фото Free Birds on Unsplash

Чем можно дополнить эту модель

Узнайте, насколько на вашем текущем месте работы нужны T-shaped специалисты. Многие компании не настолько гибкие, чтобы эффективно использовать потенциал таких сотрудников. Они ориентируются на более традиционный подход — собирают команды из узких специалистов. В других компаниях, единственный вариант — «вырасти» до управленческой роли, но он подходит не всем. Подумайте, какой вариант развития в профессии вам подходит и обсудите это с HR-специалистом и руководителем, которому доверяете. Если определиться трудно, попросите помощи у коуча или карьерного консультанта.

Следите за навыками, которые становятся более востребованными и будут востребованы в будущем. Проверяйте рейтинги навыков университетов и крупных компаний. Изучайте развивающиеся индустрии, общайтесь с экспертами.

Экономика образования

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Расширяйте кругозор. Проходите бесплатные курсы, знакомьтесь с людьми из других сфер и посещайте профессиональные мероприятия. Беритесь за новые проекты, пробуйте хобби и увлечения.

Усиливайте экспертизу в сфере, которая вам хорошо дается. Если эта сфера не ваша основная специализация, но к ней есть способности и интерес, попробуйте углубить знания и развить навыки.

Не переживайте, если не получается с первого раза. Самоопределение, развитие навыков, поиск своих увлечений и интересов — постоянный процесс, к которому вы будете возвращаться на протяжении всей жизни. Найдите главную специализацию, а потом приведите к ней остальные.

Не будьте слишком серьезны, пробуйте относиться к процессу самоопределения как к игре.

Будьте гибки и пересматривайте цели. Отказывайтесь от того, что не приносит радости или не развивает навыки, даже если вы уже потратили на это много времени и средств. Не сравнивайте себя с другими. Учитесь не критиковать, а поддерживать себя и просить помощи у других.

Не бойтесь ошибаться — без этого невозможно ничему научиться. Не превращайте процесс самоопределения в самоцель и еще один список дел, который вас нагружает и удручает. В конце концов, работа — не единственный способ самореализации.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Зачем нужна пирамида Дилтса

Идея логических слоев состоит в том, что при обнаружении проблемы на уровне пирамиды можно определить, где произошел сбой, чтобы в соответствии с особенностями уровня исправить положение дел.

Развитие навыков использования модели Дилтса разовьёт точность и глубину общения с другими людьми и их понимание.

Логические слои показывают структуру для понимания того, что происходит в каждой сфере отношений: сама личность, семья, организация, команда, дети, партнерство.

Пирамида помогает распознавать, как различные слои связаны между собой и как взаимодействуют. Это даёт возможность:

  • Спрашивать и проверять актуальность информации.
  • В структурированном виде отслеживать большое количество информации. При обсуждении вопроса отслеживание можно вести на листике бумаги или в уме.
  • Распознавать слои пирамиды, где проявляется проблема.
  • Определять подходящий уровень, на котором можно принять корректирующее решение.

Описание уровней

Каждая “полочка” пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение –  условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос “Что делает?” и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) – это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень – окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.

В конечном счете, на этих двух уровнях  – поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, занятия любовью, изучение чего-то интересного).

Способности – уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос “Как?”. Способности обуславливают выбор поведения, своего рода – внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности – это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность – с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?  Ради чего играется та или иная роль?

Миссия –  это духовный уровень.  Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или “духом” личности, группы или организации”. Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: “Зачем? Ради чего? В чем смысл?”.

Как работать с пирамидой Дилтса

Пирамида логических уровней Дилтса достаточно проста в работе, однако требует от человека объективности, сосредоточенности и честности с самим собой. Алгоритм включает несколько шагов:

  1. Сформулируйте свою проблему максимально четко. Желательно прописать ее на бумаге: это поможет добиться максимальной конкретности.
  2. Определите уровень, на котором лежит эта проблема.
  3. Выявите уровень, на котором находится решение. Как правило, он выше уровня проблемы, то есть необходимо подняться по уровням.
  4. Найдите решение проблемы и обозначьте действия, которые для этого необходимо совершить.
  5. Опуститесь по пирамиде обратно вниз, чтобы убедиться в правильности решения.

Разобраться проще на конкретном примере. Костя чувствует, что перестал получать удовольствие от своей работы, что ему там становится неинтересно и плохо. Он приближается к эмоциональному выгоранию. Чтобы спокойно разобраться с проблемой и не принимать поспешных решений, Костя хочет проработать ее с помощью пирамиды Дилтса.

На первом уровне («Окружение») проблема не выявлена: Костя доволен и коллегами, и начальством, у него прекрасные отношения с сослуживцами. Зарплата устраивает. На уровне «Действия» тоже всё хорошо: Костя успешно справляется с работой и доволен тем, как он ее делает. Проблема найдена на уровне «Способности»: он понимает, что не чувствует развития, не видит перспектив личностного роста и не находит применения своим способностям. Его обязанности превратились в рутину.

Проблема затрагивает и другие уровни пирамиды. На ярусе «Ценности» Костя не ощущает свою ценность как кадра. На «Идентификации» он хочет видеть себя блестящим специалистом с хорошими перспективами, находящимся в постоянном росте. На уровне «Миссия» он видит себя приносящим пользу не только своей организации, но и обществу в целом.

Проблема Кости решается на ярусе «Убеждения и ценности». В первую очередь ему нужно вернуть ощущение собственной значимости и полезности: это соответствует его убеждениям и жизненным приоритетам. Чтобы стать более востребованным, Костя начинает развивать свои способности, изучать дополнительную литературу, проходить курсы по своей специальности.

Спустя время полученные знания начинают влиять на уровень «Поведение»: Костя лучше и быстрее стал справляться с рабочими обязанностями. Это замечает его начальство и коллеги, он получает признание и уважение, а также повышение в должности (уровень «Окружение»). Он доволен собой и чувствует, что наконец-то может себя реализовать и принести пользу. Так проблема решена на всех уровнях пирамиды.

Уровни Пирамиды Дилтса

Если вас что-то не устраивает в жизни или в сложившейся ситуации. Тогда, данная модель поможет вам следующим образом.

Позволит понять, почему ситуация в вашей жизни сложилась именно так. Проведя экспресс-анализ своей жизни, вы обнаружите так называемые узкие места, которые нуждаются в корректировке.

Дает четкое понимание того, какие проблемы нужно решить на низшей ступени, чтобы подняться на более высокую и вывести свою жизнь на принципиально новый уровень.

Модель нейрологических уровней Роберта Дилтса, позволяет исследовать конкретную задачу. Путем последовательного перехода от уровня обычной жизни до уровня осознания своей миссии и предназначения.

А затем, двигаясь в обратном направлении сверху-вниз, привнести новые смысловые ориентиры и ценности в нижележащие слои пирамиды. Это позволяет, обогатить свой арсенал действий, увидеть новые способы реагирования сквозь призму своих способностей и возможностей.

Пирамида Роберта Дилтса

Уровень №1 Окружение

Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.

Так же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно. Следует задавать ряд прочих вопросов начиная с:

  • Что?
  • Где?
  • Когда?
  • Кто?

Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).

Уровень №2 Поведение

Пирамида логических уровней также рассматривает поведение индивида. Это касается действия или бездействия человека, а также результата. Ответьте для себя на вопрос:

Что я должен делать?

Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?

Уровень №3 Способности

Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач.

Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ответ на вопрос:

Как делать?

Абсолютно каждому, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Главное – отыскать причину и стимул к действию!

Уровень №4 Ценности

На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Можно сказать, что это своего рода базис личности, от которого человеку не так просто отказаться даже под сильным влиянием извне.

А все потому, что убеждения — это в большинстве случаев бессознательное, которое управляет поведением и определяет жизненный путь. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности.

Убеждения и управляет поведением человека, определяя его жизненный путь. Данный уровень требует ответа на такой вопрос:

Что для меня важно и почему?

Уровень №5 Идентичность

Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах

Другой посчитает себя неудачником или бездарным

Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарным.

Кто Я есть?

Уровень №6 Миссия

Пирамида Дилтса венчается самым высоким уровнем, который подразумевает осознание человеком его миссии. Понимание того, ради чего человек живет, является мощнейшим стимулом для преодоления препятствий и трудностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности.

При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.

Какова ваша миссия во всем этом? Сформулируйте ее простыми словами, так, чтобы было понятно даже ребенку. Чтобы определить свою миссию, можете задать себе вопросы такого типа:

  • Зачем?
  • В чем смысл?

Примеры убеждений на уровнях пирамиды Дилтса

Уровень Причины Смысл Ограничение
Окружение Я не поступила в университет. У меня нет специальности – плохие первоначальные перспективы. Мне не светит в жизни ничего яркого.
Поведение Я не могу найти работу, после провала начать свой бизнес. Я выгляжу мрачно, и меня не хотят брать в коллектив. Нельзя рисковать, нужно держаться старого.
Способности Я не могу писать, потому что у меня в школе всегда были двойуи. Если один человек может что-то сделать, другие тоже могут научиться этому. Вы не можете ничему научиться без практики.
Убеждения и ценности Честность для меня священна, потому что мне самому постоянно лгали родители. Равенство в отношениях означает истинное партнерство. Доверие невозможно без открытости.
Идентичность Я неудачник, потому что никто никогда не поддерживал меня. Безработные люди — груз общества. Как получатель пособия – я на дне общества.
Принадлежность Она верит в Бога, потому что это то, чему она научилась. Верить – значит быть в гармонии с собой и миром. Без веры вы можете с таким же успехом убить себя.

Определение пирамиды

Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.

Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.

Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.

Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Smm Market
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: