Кто такой агностик. разница между агностиком и атеистом

Представители агностицизма

• Дэвид Юм говорил, что познание связано с человеческим субъективным опытом, и человек не в силах сделать вывод о настоящей реальности. • Иммануил Кант, самый известный агностик, был уверен, что отдельно от людей есть внешний мир. Он влияет на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и обаяние), и мы лишь фрагментарно воспринимает этот мир. Агностицизм Канта держался на том, что вещи, которые мы не в силах зафиксировать органами чувств, не могут быть подтверждены.

Он полагал, что истинная проблема в познании мира – человек и его разум. Например, мы можем бесконечно доказывать существование Бога, а можем опровергать. Никакое из мнений не окажется правильным.

Центральным понятием агностицизма Канта были «вещи в себе». Абсолютно все объекты материального мира – это «вещи в себе», они имеют двойную природу. Если какой-то объект материального мира познается как явление, он становится чем-то феноменальным или «вещью для нас», однако не познаваем полностью.

• Герберт Спенсер утверждал, что люди не знают о «последней реальности», ведь существуют явления за пределами научного объяснения. Такие теоретические выводы можно обосновать только благодаря метафоричной религии. • Карл Поппер, говорил про способ фальсификации. Он объяснял этот метод как отбрасывание не нужных фактов – обмана. Человек не способен подтвердить правду, но способен отсеять ложь и оказаться ближе к истине. В его агностицизме прогресс – это выявление предрассудков. А научный фактор определяется опровержением теоретических гипотез фактами.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма,  эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант  считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Виды атеизма

Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.

С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:

  • индивидуально-личностный;
  • коллективный.

Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:

  • теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
  • практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.

В своих убеждениях атеисты опираются прежде всего на науку

В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:

  • пассивное отрицание существования Господа;
  • активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.

Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.

Сколько атеистов в мире?

Невозможно точно подсчитать, сколько атеистов в мире. Возьмем для примера Россию. Согласно статистическим выкладкам от 2012 года, церковь постоянно посещают около 10 процентов населения. Примерно столько же людей позиционируют себя в качестве атеистов. Во что верят остальные, и верят ли – сказать трудно.

В некоторых мусульманских странах, где уголовное и иное право базируется на религиозных основах (шариат) открытый атеизм расценивается, как отказ от исламской веры и карается смертной казнью. При этом одной из самых религиозных стран являются США, где количество верующих достигает 90 процентов.

Атеисты не имеют единой идеологии и философии, но нередко встречаются попытки их объединить. Так, периодически появляются различные атеистические символы, знаки и т.д. Самый известный символ атеистов – это стилизованное изображение атома. Другой знак атеистов – атеистическая красно-черная лента солидарности.

Как отличить атеиста от агностика?

Это вопрос существования богов с точки зрения жизненных позиций агностицизма и атеизма. Из-за этого возникают конфликты в обществе и недопонимание между приверженцами этих позиций. Чтобы разрушить любые предубеждения и неверные истолкования этих терминов, нужно рассмотреть отличия между атеистами и агностиками

Но прежде, важно разобраться в значении каждого из слов

Кто такой атеист?

Атеист — это человек, который не верит ни в одного бога. Причем он отрицает вообще все паранормальные явления и мистические фигуры. Да и все остальные вещи, что не могут объясниться логикой и мышлением.

  • На первый взгляд, атеизм — очень простая концепция, но она часто воспринимается неверно или не совсем точно. Трактовать атеизм можно по-разному, например: это отсутствие веры в богов или одного бога;
  • недоверие к богам или, опять же, одному богу.

Но наиболее точное определение, что выражает суть понятия — это тот человек, который отклоняет распространенное утверждение «по крайней мере, один бог существует».
Это высказывание не принадлежит атеистам и категорически ими не воспринимается. Чтобы быть атеистом, человеку не нужно предпринимать каких-то активных действий и даже необязательно осознавать, что он придерживается данной позиции.
Все, что требуется от такого человека – не поддерживать утверждения, что сделаны другими, а именно представителями теизма и церкви. Более того, он с пренебрежением относится и к верующим людям, и к самой вере.

Атеист не признает ни одного богаКакого человека можно называть агностиком?

Агностиком является любой человек, который не утверждает, что существует какой-либо бог. Иными словами, он сомневается даже в своих убеждениях. Эта идея может быть неправильно истолкована, поэтому часто агностиков путают с атеистами.

  • Поскольку он не утверждает, что знает наверняка о существовании или отсутствии бога, такой человек является агностиком. Но в данном вопросе есть некое разделение. Стоит еще выяснить, является ли он агностиком-атеистом или агностическим теистом.
  • Агностик-атеист не верит ни в одного бога, а агностик-теист верит в существование хотя бы одного бога. Тем не менее, оба они не претендуют на получение знаний, чтобы поддержать это убеждение. Они считают, что получить истинные знания и подтвердить свою гипотезу невозможно.
  • Это кажется противоречивым и сложным, но на самом деле это довольно легко и логично. Независимо от того, верит агностик или нет, ему удобно не заявлять о своих убеждениях. Ему достаточно просто знать — либо это правда, либо ложь.
  • Понять природу атеизма достаточно легко — это просто отсутствие веры в любых богов. То агностицизм не является, как многие считают, «третьим путем» между атеизмом и теизмом.
  • Ведь агностицизм — это не вера в бога, а знание о нем. Первоначально он был придуман, чтобы описать позицию человека, который не мог заявлять о своих убеждениях. То есть, знает он о существовании или отсутствии каких-либо богов.

Агностик верит, но не знает

https://youtube.com/watch?v=hC1YbeOOqig

Как выглядит реальный духовный рост?

Так что религия, по сути, это всего лишь продолжение развития для атеиста, если он хочет развиваться, но уже не знает, каким образом ещё можно улучшить свой характер, образ жизни, семейные отношения, излечиться от болезней и стать более счастливым. Все такие атеисты рано или поздно приходят или к религии, или просто к Вере.

Как выглядит реальный духовный рост? Чаще всего самый примитивный религиозный путь примерно такой… Сначала научиться соблюдать хотя бы десяток заповедей, причем без всяких законов и даже если за тобой никто не наблюдает в камеру. Тогда таким людям не нужны будут даже тюрьмы в государстве.

Затем можно начать учиться искренне и безусловно любить и принимать себя как изначально идеальное творение, а в идеале и питаться нормально, соблюдая посты, тогда не нужны будут врачи. Затем хорошо бы научиться любить также и других людей, тогда станут ненужными государственные законы.

А далее уже просто не останется больше на кого расширять свою любовь, кроме как на Бога и вселенную, так что вы попадете просто в безвыходное положение в попытках развиваться еще дальше. Но самое интересное, что вот только оттуда, именно с этого уровня и начнется настоящая религия, где уже станут важными какие-то определенные религиозные нюансы и практики.

Так что не надо списывать со счетов искренних и адекватных атеистов, каждый верующий из 5 миллиардов официальных был когда-то неверующим, так что всех этих верующих религиям, по сути, больше неоткуда брать, кроме как из числа атеистов.

Просто атеист или не любящий Бога – это тот человек, который пока не прошел первые 3-4 уровня религии. А таких в современных религиях более 99,9%, так что в атеистах ничего плохого для религии и нет, наоборот, это единственная группа людей, из которой могут вырасти другие прекрасные верующие.

Хотя да, с другой стороны, атеизм – это ужасно, если атеист просто принципиально решает нарушать в своей жизни больше заповедей, чтобы всем доказать, что он настоящий махровый атеист. И для этого убивает, насилует детей, лжет, наживается на чужом труде, сам ничего, кроме фекалий, для общества не производя. Но, например, лично я не хотел бы жить в обществе, где много именно таких атеистов, а вы?

Что важнее: шашечки или ехать?

С другой стороны, опять же, Атеизм с соблюдением хотя бы минимальных заповедей – это просто прекрасно, и такой человек внешне и поведением ничем не будет отличаться от последователя истинной Веры в Добро.

Да, он, возможно, не будет делать неких внешних ритуалов, обязательных для некоторых религий, или молиться по утрам. Но именно такой человек будет гораздо ближе к истинному пониманию Бога и, скорее всего, рано или поздно найдет Бога в своем сердце. Особенно если таки осознает, зачем он вообще соблюдает все эти заповеди, если на самом деле, ничто и никто, кроме его собственной совести и странных правил приличия, не мешает ему убивать, грабить, лгать, насиловать детей и животных и делать подобное.

А вот если человек всё это уже и так делает, а заодно еще бухает, питается только фастфудом и принимает одурманивающие его сознание наркотики, то вот тут он уже да, по определению истинный атеист. Но будет ли он счастлив в таком случае и будет ли счастливо общество, в котором успешно проживает большинство именно таких людей, вот это уже вопрос. Хотя ответ на него вы и сами без меня знаете…

Поэтому если человек добрый и любящий, а заодно и не подсел ни на какие одурманивающие сознание средства, – это уже отлично. Это уже большая часть пути к пониманию истинного смысла настоящей веры, а по сути это и есть первая часть пути каждой из мировых религий.

А пройти ли вторую половину этого пути, человек сможет решить самостоятельно только после того, как пройдет первую…

Нужно ли становиться агностиком

На сегодняшний день в мире постоянно растет количество агностиков и атеистов. Это в первую очередь связано с прогрессивным развитием общества и науки. А также с тем фактом, что все больше государств становятся светскими (нерелигиозными). Поэтому вопрос «Нужно ли становиться агностиком» лежит исключительно на вас и ваших взглядах. Вы должны сами решить, какие взгляды и позиции являются для вас более верными.

Как стать агностиком

Так как агностицизм не является религией, то процедура становления представителем этого течения достаточно простая. Осознание действительности «Я агностик» требует прохождения определенного процесс ознакомления с соответствующей литературой. Давайте рассмотрим этот процесс:

  1. Изучите литературу об агностицизме;
  2. Сделайте вывод, подходят ли лично вам такие позиции;
  3. Если вы являетесь представителем какой-то религии, то вам необходимо от нее отказаться. Так как вера предполагает абсолютную веру в наличие высших сил. Колебаний здесь быть не должно;
  4. Просто начните придерживаться принципов агностиков.

Нельзя остаться, например, иудеем, если вы – агностик

Как перестать быть агностиком

Процедура такая же легкая, как и становление агностиком. Просто перестаньте сами причислять себя к агностикам. Никаких специальных способов выхода из этой «веры» нет. Вы, как и все люди, постоянно развиваетесь, а соответственно ваше мировоззрение и взгляды на жизнь могут меняться с возрастом.

Агностик и атеист

Не следует путать агностицизм с атеизмом — эти два понятия существенно отличаются:

  1. Агностик не может постоянно придерживаться какого-то одного факта в силу постоянно имеющихся сомнений. Сегодня это может быть одно, а завтра — кардинально другое. Он понимает, что в мире много нового, неизведанного и открыт для самой разной поступающей информации, она же заставляет его постоянно колебаться во мнениях. Атеист твердо стоит на том, что нет никаких высших сил. Такая личность полностью сформирована и тверда в атеистических убеждениях, которые не колеблет ни время, ни новые факты. Агностики по своей сути гуманисты и альтруисты, им важен человек, как таковой, со всеми своими потребностями. Агносты с пониманием относятся к верующим людям. Суть атеистов — это эгоизм, свои интересы у них всегда преобладают, и это может проявляться в агрессии к верующим людям, резком неприятии их веры. И агностик, и атеист не видят возможности доказать существование человеческой души. Разница заключается лишь в том, что первые ощущают ее в себе, а вторые отрицают и наличие даже своей собственной, так же как и загробной жизни. Несомненная разница присутствует и в отношении к традициям. Несмотря на то, что агностик не верит в Бога, ему не чужды все церковные празднования — он их любит и принимает. Атеист не признает подобных мероприятий в силу того, что они, по его субъективному мнению, навязывают ему веру.

Сам по себе человек при рождении не имеет никакой веры и со временем принимает ту, которая прививается ему с детства самим обществом. Но считается, что каждый человек рожден агностиком или атеистом. И именно отсутствие веры как таковой — тот общий момент, который связывает и тех, и других.

Агностики не обладают абсолютной уверенностью в существовании Бога, они постоянно ищут доказательства этому, выдвигают гипотезы, проводят исследования. Это не дает никаких подтверждений, а лишь укрепляют их во мнении о том, что найти неопровержимые доказательства присутствия творца невозможно.

Примеры[править]

Литература

  • Цицерон, «О природе богов». Стоик Луцилий Бальб считает, что главный бог — это сам мир, боги и богини римского пантеона — это действующие в нём стихии, а лучший способ их почтить — разумные рассуждение и речь о них. А понтифик Котта — вообще скептик, опровергающий всякую попытку разумного рассуждения о том, что представляют собой боги. Но обряды исполняет — это его должностная обязанность, она идёт из древности и вроде бы каким-то неведомым образом помогает Римскому государству существовать.
  • Леонид Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине» — главный герой. Безусловно, правоверный мусульманин по рождению и воспитанию, но при этом многие запреты ислама он игнорирует и отношение к вере в целом у него своеобразное. Подробнее о его убеждениях на этот счёт — во второй части цикла.
  • Сэнди Митчелл, цикл о Кайафасе Каине — собственно, заглавный герой. Он верит в Бога-Императора — но без обычного фанатизма и религиозного неистовства, характерного для Комиссариата. Да и вообще Каин считает, что Император, конечно, защищает, но это вовсе не значит, что Самого надо постоянно отвлекать от важных дел по всяким пустякам вроде спасения трусливой шкуры одного конкретного его слуги. На Императора надейся, а силовую ячейку цепного меча и верного лазпистолета проверяй. При этом потрясающую удачливость Каина ничем иным, кроме заступничества потусторонних сил, объяснить просто невозможно. Вполне возможно, что ироничный трезвомыслящий мерзавец Каин банально импонирует Богу-Императору. Так сказать, родственная душа.

Телесериалы

«Lucifer» — Элла Лопес. Искренняя католичка, с самого знакомства огорошивающая Люцифера уверенностью, что у Дьявола просто незаслуженно плохая репутация. В третьем сезоне претерпевает кризис веры, хотя потом возвращается к ней.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Звук падающего дерева в лесу – интересная философическая загадка
  • Теория познания
  • Возникновение позитивизма
  • Материализм и идеализм в философии
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Абсурдизм и его идеи
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Философия конвенционализма
  • Зачем разбираться в философии?

Ключевые слова:1Когнитивистика

Как отличить атеиста от агностика?

Это вопрос существования богов с точки зрения жизненных позиций агностицизма и атеизма. Из-за этого возникают конфликты в обществе и недопонимание между приверженцами этих позиций. Чтобы разрушить любые предубеждения и неверные истолкования этих терминов, нужно рассмотреть отличия между атеистами и агностиками

Но прежде, важно разобраться в значении каждого из слов

Кто такой атеист?

Атеист — это человек, который не верит ни в одного бога. Причем он отрицает вообще все паранормальные явления и мистические фигуры. Да и все остальные вещи, что не могут объясниться логикой и мышлением.

  • На первый взгляд, атеизм — очень простая концепция, но она часто воспринимается неверно или не совсем точно. Трактовать атеизм можно по-разному, например: это отсутствие веры в богов или одного бога;
  • недоверие к богам или, опять же, одному богу.

Но наиболее точное определение, что выражает суть понятия — это тот человек, который отклоняет распространенное утверждение «по крайней мере, один бог существует». Это высказывание не принадлежит атеистам и категорически ими не воспринимается. Чтобы быть атеистом, человеку не нужно предпринимать каких-то активных действий и даже необязательно осознавать, что он придерживается данной позиции. Все, что требуется от такого человека – не поддерживать утверждения, что сделаны другими, а именно представителями теизма и церкви. Более того, он с пренебрежением относится и к верующим людям, и к самой вере.

Атеист не признает ни одного богаКакого человека можно называть агностиком?

Агностиком является любой человек, который не утверждает, что существует какой-либо бог. Иными словами, он сомневается даже в своих убеждениях. Эта идея может быть неправильно истолкована, поэтому часто агностиков путают с атеистами.

  • Поскольку он не утверждает, что знает наверняка о существовании или отсутствии бога, такой человек является агностиком. Но в данном вопросе есть некое разделение. Стоит еще выяснить, является ли он агностиком-атеистом или агностическим теистом.
  • Агностик-атеист не верит ни в одного бога, а агностик-теист верит в существование хотя бы одного бога. Тем не менее, оба они не претендуют на получение знаний, чтобы поддержать это убеждение. Они считают, что получить истинные знания и подтвердить свою гипотезу невозможно.
  • Это кажется противоречивым и сложным, но на самом деле это довольно легко и логично. Независимо от того, верит агностик или нет, ему удобно не заявлять о своих убеждениях. Ему достаточно просто знать — либо это правда, либо ложь.
  • Понять природу атеизма достаточно легко — это просто отсутствие веры в любых богов. То агностицизм не является, как многие считают, «третьим путем» между атеизмом и теизмом.
  • Ведь агностицизм — это не вера в бога, а знание о нем. Первоначально он был придуман, чтобы описать позицию человека, который не мог заявлять о своих убеждениях. То есть, знает он о существовании или отсутствии каких-либо богов.

Агностик верит, но не знает

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/hC1YbeOOqig

Атеизм — это не просто неверие…

Как утверждает Википедия, впервые это понятие было упомянуто в древнегреческих манускриптах V века до нашей эры. Спустя четыре столетия римский политик, философ-стоик и выдающийся оратор Цицерон взял греческое прилагательное ἄθεoς («отрицающий бога») и сделал его латинскую транслитерацию.

Так появилось слово «atheos», которое в классических источниках использовалось в значении «а/анти-теистический», то есть «отвергающий богов».

Со временем этот термин перестал быть однозначным и, в ходе усиления религиозного фундаментализма, оброс новыми смысловыми оттенками.

Таким образом, понятие атеизма могло использоваться в самых различных контекстах, а самим атеистам приписывали целый ряд негативных качеств, вплоть до разнородных феноменов:

  1. вольнодумство (или религиозное свободомыслие);
  2. ересь (это как?), язычество;
  3. сомнение в существовании богов и любых сверхъестественных сил;
  4. нечестивость, порочность;
  5. отсутствие моральных кодексов;
  6. отрицание или непризнание богов главенствующего культа;
  7. богоборчество, нарушающее волю Господа;
  8. сознательное инакомыслие как духовное сопротивление единственно правильной идеологии.

Вот насколько негативным был вектор экспрессивно-смысловой окраски этого слова! И такая тенденция сохранялась вплоть до эпохи Возрождения (это что такое?).

Это были времена подъема, когда и наука стала активно развиваться, и философия (это что такое?) начала обретать более материалистические черты, и гражданское общество переросло, наконец, свой «пубертатный период» (это что?) и вступило в фазу зрелости.

И только в разгар мировоззренческой эпохи (где-то на рубеже XVII-XVIII веков) отношение к атеизму поменялось, а чаша весов «общественного разума» склонилась в сторону рационализма (это что такое?) и беспристрастной критики религиозного миропонимания.

При этом (помимо прогрессивной части общества) в среднестатистической светской прослойке становилось все больше тех, кто осознавал, что единственным критерием и средством познания человека и окружающего мира может быть только здравый смысл. То бишь обращение к интеллекту и практическое использование разума.

Почему люди становятся агностиками

Доводы в пользу агностицизма:

  1. Даже если какие-то вещи воздействуют на сознание человека, оно меняется только так, как заложено его природой. То есть, человек воспринимает все только со стороны тех изменений, которые эти вещи оказывают на его сознание. Человеческие ощущения — это область, закрытая для каких-то внешних вещей. Опыт человека имеет ограничения и конец: реальный мир шире того представления, которое о нем имеет конкретный человек. В связи с этим нет возможности делать истинные выводы.

Считается, что причинами, по которым человек начинает придерживаться агностицизма, являются:

сложность объекта познания (то есть существования Бога); сложность самого процесса познания.

Гедонисты и гедонизм — кайф без наркотиков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Smm Market
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: