Все ли могут быть лидерами
На самом деле, мы все в принципе можем быть лидерами. Это как каждый желудь в принципе дуб. Но дуб и «в принципе» дуб — это немного разные вещи. Чтобы желудю стать дубом, ему надо упасть в нужную почву. Упав, надо чтобы его свинья не съела, чтобы дождь и солнце работали в нужном режиме, чтобы газонокосильщик его не скосил.
Так и человеку — надо попасть в нужную среду. И он расцветет. Но не все знают, что собой представляет «их» среда и где её искать. К тому же есть еще «фактор судьбы» — когда человек родился не в то время и не в том месте.
Но! Можно с уверенностью сказать, что в той цивилизации, в которой мы родились, каждая здоровая особь хоть раз в жизни испытывалась на лидерство. Каждая! В детстве расцветали одни лидеры, в отрочестве — другие, в юности — третьи, в армии — четвертые, в вузе — пятые и так далее. И только единицы пронесли свое лидерство от яслей до взрослой жизни, потому что смогли удержаться в шкуре лидера.
Как лидерство связано с успехом
Что считать успехом и как его достичь? На эту тему исписаны горы бумаг — от примитивных статей лидеров сетевого маркетинга, где успех сводится к количеству денежных знаков, до толстых академических изданий, где почти научным способом выведены широкие перечни предусловий успеха.
Внимания заслуживает лаконичная, ёмкая и простая формула успеха, которую вывел бизнес-тренер Радислав Гандапас:
Успешным человеком может считаться тот, кто имеет избыток (профицит) четырех жизненных ресурсов — времени, энергии, статуса, денег.
Дефицит хотя бы в одном из ресурсов говорит о том, что успех еще не достигнут. Причем выбранная последовательность неслучайна:
- Свободное время у индивида получается в результате желания.
- Свободная энергия — в результате работы над собой.
- Избыток статуса — в результате работы над собой и окружением.
- А деньги — в результате умелого использования первых трех ресурсов.
И вот «статус» — это и есть лидерство. Без лидерства — хоть самого незначительного, хоть в чем-то, но все же лидерства — невозможен профицит статуса, а значит и успех как таковой.
С чего начинается лидерство
Лидерство начинается c хорошей химии крови, которая дает профицит энергии, а потом следует поиск идеи или даже сверхидеи, куда этот профицит можно слить.
Энергия без идеи приводит к эффектам «Бешеной собаке семь километров не круг» и «Дурак с инициативой — опасней вора». А масса идей в голове без энергии отражена в поговорке «Дурень думкой богатеет».
Между идеей и энергией должен быть некий «механизм», который приведет к равновесию между двумя этими факторами и будет полезным в трёх областях деятельности человека:
- полезность для себя;
- полезность для «земли» (социума);
- полезность для «неба» (богоугодность ценности).
Идеи, покрывающие одновременно все три вида полезности, имеют наиболее труднодосягаемые конкурентные преимущества. Соответственно, это ключ к долгосрочному лидерству. Иначе лидерство легко потерять.
Чем отличается менеджмент от лидерства
Существует мнение, что термины «менеджмент» и «лидерство» тождественны. Раз менеджер — то руководитель, а раз руководитель — то априори уже и лидер. Но это не так. В основе каждого понятия лежат совершенно различные функции.
«Менеджмент — наука делать вещи правильно. Лидерство — наука делать правильные вещи», — замечает Питер Друкер, один из влиятельных теоретиков менеджмента XX века.
Ошибочно использовать термин «лидерство» по отношению к людям, находящимся на самой вершине управленческой иерархии. А также называть «менеджментом» людей уровнем ниже в той же организации, а всех остальных — персоналом, специалистами и наемными сотрудниками.
В современном мире лидерство требуется чуть ли не от всех и каждого, вне зависимости от того, в какой профессиональной группе они находятся. Лидерство — это не набор характеристик. Лидерство — это стиль поведения.
Какими качествами должен обладать лидер
Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:
- Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
- Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
- Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
- Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
- Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
- Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
- Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
- Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
- Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
- Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.
Игры для тренингов
Ты и твое имя.
Цель игры — анализ личностных качеств, проявление креативности. Участники пишут на бумаге свое имя, располагая буквы по вертикали. За 10-15 минут напротив каждой буквы нужно написать особо ценное качество своего характера. Например:
- И — интеллект;
- В — внимательность в мелочах;
- А — активность в коммуникации;
- Н — настойчивость.
Полученный результат показывают всей группе и обсуждают.
Харизматичная личность
Тренер предлагает группе обсудить это понятие. Все ответы записывают в общий список и делают вывод, что харизма дает возможность влиять на людей.
Участники делятся впечатлениями от общения с харизматическими личностями, в чем проявляется харизма, чему бы они хотели научиться у таких людей.
Через 10-15 минут обсуждения нужно выстроить на базе этих рассказов образ харизматичного лидера. Примерные вопросы для обсуждения:
- Нужна ли харизма лидеру?
- Какие из рассказанных историй запомнились?
- Что бы вы могли сделать, чтобы выработать такое качество?
- Как этому научиться?
Синхронный перевод
Упражнение развивает концентрацию внимания, повышает беглость речи.
5-7 человек садятся в круг. Один игрок читает текст. Его сосед повторяет каждое услышанное слово своему соседу и так по кругу, пока слово не вернется к чтецу.
Занятия развивают бессознательное единство с говорящим, даже если он вам не знаком. Такую тренировку можно применять для понимания иностранного языка и овладения навыками синхронных переводов.