Архетипы в аналитической психологии Карла Густава Юнга
Роль архетипов в психологии была акцентирована швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). Он считал, что архетипы присутствуют в нашей психике в форме коллективного бессознательного, то есть не осознаются человеком и, соответственно, не реализуются непосредственно в форме модели поведения. В сознании человека, а если выражаться верно в терминах аналитической психологии, то в предсознании, они проявляются в виде отдельных образов или символов, а также во сне, в бредовых и трансовых состояниях. Таким образом, архетипы по Юнгу не имеют отношения к личности как совокупности привычек, черт и психических особенностей, то есть в аналитической психологии они не являются моделями поведения.
По Юнгу, роль архетипов заключается в том, что они предрасполагают индивида к определённому способу восприятия и реакции. Например, соответствующий архетипу образ или символ, встречаемый в реальной жизни, вызывает эмоциональный ответ. А эмоции, соответственно, оказывают влияние на поведение человека.
Набор архетипов, по Юнгу, присутствует в каждой личности. Например, архетип матери присутствует, в том числе в коллективном бессознательном мужчин, реализуясь в форме уважения и почитания женщины.
Тень
Карл Юнг видел опасность в чрезмерной дифференциации сознательного и бессознательного. Чтобы этого не допустить, он советовал познать свою темную сторону, подразумевая архетип Тени.
Данный архетип символизирует желания, переживания, которые, не реализовавшись, вытесняются в бессознательную часть. Если не познать свою Тень, можно стать ее заложником. В этом был уверен основоположник аналитической психологии.
Юнг сравнивал знакомство с Тенью со взглядом в воду, в глубинах которой кроются тайные желания, узнав которые, можно понять собственное истинное лицо, которое обычно никогда не демонстрируется публично, а скрывается за некоторой маской.
Структура личности
Три «этажа» личности:
- Эго – ядро сознания, это все мысли, чувства, переживания, мечты, ощущения, которое мы знаем и можем взаимодействовать каждый день. Основа нашей личности.
- Личное бессознательное – подсознание, всё, что забылось с детства для сознания, но остаётся в памяти. Все обиды, страхи, конфликты, которые могли перейти в комплексы, проблемы с начала жизни.
- Коллективное бессознательное – воспоминания предков, весь их жизненный опыт и чувства, которые передаются по наследству. Если вспомнить такого человека как Билли Миллиган, то в его 24-х (двадцать четыре) личностях был Рейджин Вадасковинич, владеющий сербским языком, которого сам Билли не знал.
Именно этот пункт стал отправной точкой разногласий Фрейда и Юнга.
Через сны бессознательное «общается» с сознательным. Восстановление равновесия возможно только при взаимодействии всех структур личности.
Для дальнейшего понимания этого раздела психологии нужно дать определение основным понятиям. Архетип – это общая модель восприятия, мышления человека, которые закладываются с детства. Важнейшие архетипы в аналитической психологии:
- Тень – скрытая сторона человека, то, что он никогда не покажет на публике. Это все подавленные и нереализованные желания, страхи, мечты. Однако, у этой стороны есть и плюсы, найдя гармонию со своей тенью можно не только перестать испытывать стыд, но и найти баланс в общении с другими людьми.
- Маска – то, что человек показывает, выходя в свет. Его социальный статус, роль и поведение с другими людьми. Маска, которую надевает каждый человек, когда надо показаться множеству людей.
- Анима и Анимус – самое интересное для западного читателя. Анима – представление о себе, как о женщине. Анимус – как о мужчине. И если женщина воспринимает себя как женщину, то её Анимус соберёт все мужские представления и будет проецировать на мужчину. Но в глубине души мужчина это женщина, а женщина – мужчина, что и пытается увидеть каждый в своём любимом человеке, в этом и заключается принцип влюбленности.
- Самость – именно этот архетип объединяет сознательное и бессознательное, маскулинное и феминистическое. Руководитель, отделенных от Эго и других, совершенно отдельно образование психики.
Суть теории личности Юнга
Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.
Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.
Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.
Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.
Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.
Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.
Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.
Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.
Негативный аспект Героя
На самом деле, как и другие архетипы, Герой может проявить весь свой негативный потенциал, если на то будут соответствующие обстоятельства. В худших случаях он становится властолюбивым, жестким и даже жестоким, невероятно высокомерным, страдающим паранойей – вечным поиском врагов. Героем можно считать того же Чингисхана, который стремился завоевать мир и сделал это, по крайней мере, на треть. Однако его путь был заполнен разрушениями, грабежами и насилием. Архетип Героя можно разделить на несколько уровней, и на самом низком из них единственное, чего он хочет – власти, как можно больше власти. Поэтому в Герое есть определенная ловушка. Человек может воспринимать себя благородным спасителем мира от зла, но окружающие люди будут справедливо видеть в нем злодея, который на самом деле разрушает, а не спасает.
Таким образом, самое страшное для любого Героя – в один прекрасный день обнаружить себя в роли тирана, самодура, которого боится все его окружение, прежде его боготворившее. Это не единственный его страх – для Героя также страшно понять, что он недостаточно силен и смел для выполнения поставленной перед ним задачи, подпасть под чужое негативное влияние и оказаться инструментом для выполнения чужих дурных целей, стать чрезмерно жестоким и требовательным по отношению к слабым, которых необходимо защищать.
Но поскольку чаще всего глубинными мотивами всех действий Героя являются две идеи – идея сверхсилы или идея справедливости, риск съехать в негатив подчас бывает очень высоким, поскольку сами идеи представляются невероятно высокими и по сути недостижимыми.
Карл Юнг
Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и философ, основатель аналитической психологии.
Центром учения Юнга является представление об индивидуации. Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности
Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие – неотъемлемый компонент процесса индивидуации. Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для расширения сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению)
С такой позитивной точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности. Аналитик в психотерапии играет активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода направленные ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.
Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для расширения сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности. Аналитик в психотерапии играет активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода направленные ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.
Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Его содержание – это архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимовлияния этих двух частей бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений с царством сознания.
Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертовсообразно отношению каждого из них к окружающему миру.
Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии – средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл «синхронистичными» и определял как некие «значимые» совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.
Архетипы по Юнгу
Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.
Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.
Юнг выделил три сферы в структуре личности:
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное;
- сознание.
Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.
Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.
- Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
- Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.
Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.
- Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
- Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.
Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.
Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:
- Мать – утешение, спокойствие;
- Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
- Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
- Мудрец – знания, мудрость, опыт;
- Герой – спасатель, защитник, опора;
- Враг – опасность, тревога.
Стратегия принадлежности: славный малый/друг, любовник/эстет, шут
Данные архетипы нацелены на объединение с другими людьми, построение прочных связей, нетворкинг, командную работу, управление энергией людьми и в целом стремятся быть частью общества. Стратегия, которая ориентируется на взаимоотношения с людьми. Славный малый или друг стремиться стать частью группы, любовник или эстет – обрести привлекательность в глазах окружающих. А шут предполагает жить здесь и сейчас, быть собой и получать удовольствие от общения с людьми.
Славный малый/Друг
Хочет быть как все, желает быть принятым обществом и создавать дружественную атмосферу. Он умеет «копировать» людей и формировать сообщества единомышленников. Он выступает за равенство всех людей, не любит выделяться, роскошь и пафос. Во всем — максимальная простота.
Ценности
- друзья,
- общение,
- простота,
- традиционность,
- здравый смысл,
- комфорт,
- быть как все,
- нетворкинг,
- честность,
- любовь к своей деятельности.
Эту стратегию часто используют блоггеры и эксперты, позиционируя себя в качестве друга для каждого подписчика или зрителя. Сейчас он актуален как никогда.
«Я тебя понимаю, т.к. я такой же как и ты» «Я начинал с нуля, жил в деревне; я такой же как и вы; мы все равны; я простая девчонка из Подмосковья у которой получилось».
Часто встречаете такие фразы? Так вот это все про славных малых. Такие люди рискуют слиться с толпой и потерять свое «Я». Конечно, если это реальный архетип, а не роль, которую играет блогер или эксперт, чтобы привлечь больше аудитории.
Славные малые боятся стать белой вороной, выделиться и проявить индивидуальность, быть непонятным обществом. Они боятся осуждения и стать изгоем.
Любовник/эстет
Прежде всего, это про визуальное и эстетическое наслаждение. К данному архетипу относятся романтики, актеры, художники, фотографы, гедонисты. Они, как и славные малые, хотят нравиться окружающим. Но при этом не сливаться с толпой, а выделятся их нее. Они хотят быть особенными и уникальными, вызывая восхищение.
Эстеты уделяют много внимания красоте вокруг, чтобы нравилось, чтобы все было красиво и радовало глаз. Это страстные люди, которые верят в настоящую любовь и находятся в ее поиске.
Ценности
- быть красивым и привлекательным,
- эстетика, запахи, звуки, текстуры,
- гедонизм,
- вкусная красивая еда/интерьеры/одежда,
- наслаждение,
- чувства, страсть,
- истинная любовь,
- интимность, близость.
Эстеты стараются угодить и понравится всем, чем рискуют потерять себя. Они боятся одиночества, быть нежеланными.
Шут
Умеет быть собой, наслаждаться жизнью и общением, живут здесь и сейчас. Шуты не боятся нарушать правила, мыслят нестандартно, креативно. Они – настоящие энерджайзеры. Им всё равно, что подумают окружающие. Они легко могут устроить дебош, т.к
живут здесь и сейчас, один раз в жизни! Относятся ко всему с юмором, привлекают внимание своей эпатажностью
Шут – это не всегда только про юмор. Он также может быть прекрасным мотивационным оратором, умеющим влиять на аудиторию, заряжать их своей безграничной энергией.
Ценности
- быть собой и не быть как все,
- жить здесь и сейчас,
- юмор, спонтанность,
- креативность,
- нестандартность.
Такие люди могут быть слишком легкомысленными. Они много впустую тратят время и часто за смехом скрывают внутреннюю боль или тоску. Больше всего шуты боятся скучать и стать скучными для других.
Что такое архетип?
Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.
Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.
Источник фото: shutterstock.com
Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.
Стратегия индивидуализма: простодушный/невинный, искатель, мудрец
Данные архетипы нацелены на то, чтобы быть самим собой, познают себя и мир через свой опыт, стремятся узнать как можно больше о мире. Они все время в поиске. Так, невинный или простодушный ищет рай на земле. Искатель ищет себя и занимается самопознанием. А мудрец ищет знания.
Простодушный или невинный
С восторгом и изумлением смотрит на мир, верит в то, что рай может быть на земле. Ищет реализации здесь и сейчас. Этот архетип — про простые удовольствия и радость. Это романтики и мечтатели, часто утописты. Они по-детски наивны, верят в лучшее, всегда сохраняют оптимизм. Их деятельность должна основываться на передаче ощущения счастья и праздника.
Ценности
- простые удовольствия,
- природа,
- ностальгия по детству,
- легкая жизнь без трудностей и забот,
- оптимизм и вера в лучшее,
- детская непосредственность,
- сиюминутная радость.
Из минусов – излишняя наивность и доверчивость. Такие люди бояться сделать что-то не то или не так. Иногда из-за своей наивной невинности они кажутся скучноватыми.
Искатель
Искатель – это про свободу. Он не может без нее, как рыба не может без воды. Такой человек исследует мир и себя. Находится в постоянном движении и поиске. Ориентирован на поиск лучшего мира, стремится к самореализации. Быстро устаёт от однообразия, хочет ярких впечатлений и новых эмоций. Такие люди должны быть первооткрывателями, они часто бросают вызов сами себе.
Ценности
- свобода во всем,
- реализация своего потенциала,
- выражение своей индивидуальности,
- жить полной аутентичной жизнью,
- независимость и автономность,
- поиск новых впечатлений и путешествия;
- исследование себя и мира.
Оставаясь в вечных поисках, искатель рискует навсегда остаться странником и отшельником, так и не найдя свое счастье и предназначение. Такие люди могут потерять цель и стать изгоями общества. Больше всего они боятся внутренней пустоты и потери свободы.
Мудрец
Использует знания и интеллект. Мудрецом движет желание понять мир, быть экспертом. Это философ, исследователь, наставник, гуру. Мудрец анализирует копает глубоко, проникает в суть. Принимает взвешенное решение, основанное на знаниях и опыте. Он верит в способность человечества учиться и развиваться. Мудрец – это всегда про цифры.
Ценности
- простота,
- честность,
- знания,
- спокойствие,
- концентрация,
- неспешность,
- четкость,
- правда,
- глубина,
- логика.
Мудрец боится быть обманутым, не любит невежество и глупость. Самый главный недостаток данного типа в том, что он может вечно что-то изучать и продолжать учиться, так и не приступая к действиям. Такое явление называют синдромом самозванца. Подробнее о нем я писала
Факторы, влияющие на архетип человека
Есть несколько различных факторов, которые вступают в игру, когда дело доходит до определения чьего-либо архетипа. Эти факторы следующие:
Различия среди женщин
В мире существует множество различных типов женщин. Некоторые женщины являются матерями, сидящими дома, а другие — работающими матерями.
Некоторые женщины одиноки, в то время как другие замужем. Одни женщины застенчивы, а другие общительны. Нет двух абсолютно одинаковых женщин.
Стадия жизни
Жизненный этап женщины также может играть роль в её архетипе. Например, мать, воспитывающая маленьких детей, будет иметь другие архетипы, чем одинокая и бездетная женщина.
Женщина, которая приближается к пенсии, также будет иметь другие архетипы, чем женщина, которая только начинает свою карьеру.
Мандала архетипов Юнга
Это такой инструмент для работы, который уже много лет успешно функционирует. Мандала разделена на 2 части с подструктурами – в мужском начале выделено 7 функций, которые взяты из исследования Брюса Уилкинсона. Женское начало описано на основе исследований Юнга. Каждая мужская функция дополнена соответствующей ей женской. Это соответствие было проверено опытом. И видно развитие каждой функции, очередность и направление. Каждая следующая пара включает в себя предыдущую. То есть если в мужчине, например, достаточно хорошо развит разведчик, то потом он из разведчика может стать защитником, из защитника – кормильцем, из кормильца – генералом.
Что очень важно – это работа со взрослыми частями личности, то есть сформированным взрослым слоем психики. Если детский слой не исцелен, если не произошла сепарация, то при работе детское начало будет капризничать
Сначала нужно поработать с детским слоем.
Для примера можно привести алгоритм работы с образом, например, медведя.
- сядьте удобно, расслабьтесь, ощутите опору под ногами, закройте глаза, почувствуйте свое дыхание;
- представьте образ медведя: это может быть любой образ, все, что представится – хорошо;
- возьмите сколько вам нужно времени, чтобы образ появился сам собой;
- когда образ появился, рассмотрите его. Как он выглядит? Какого он размера? Какого он возраста по человеческим меркам? На каком расстоянии от вас он находится? Что он делает? Какое впечатление у вас от него? Какие чувства возникают?
- поблагодарите мысленно этот образ и себя за работу;
- потянитесь всем телом, сожмите-разожмите кисти рук и откройте глаза.
Если вы вспомните сказку «Маша и медведь», в ней медведь обучает Машеньку фактически быть ему женой: ухаживать за ним, готовить еду, подавать ему тапочки. И детям тоже часто дарят мишек, они их тискают, ходят с ними – это обозначает теплый телесный контакт с отцом.
А теперь ответьте на вопрос: если подумать и представить себе вашего отца, насколько похож или не похож этот медведь на него? Похож ли он на то, как ваш отец вас защищал?
Помните: важно, чтобы тот, кто тебя защищает, еще и остался с тобой в контакте. Ну, например, когда в дом стучатся чужаки, отец может объяснить детям ситуацию и помочь им спуститься в погреб, а может втолкнуть их туда силой
Он, конечно, их защищает, но контакта никакого нет.
Если представился мультяшный медведь без клыков, без когтей, значит, либо контакт настолько нарушен, что хочется дистанцироваться от отца, либо отец слишком мягкий, слабый.